Главная breadcrumb Статьи breadcrumb Кто вправе занимать должности главы бухгалтерии и бухгалтера после того, как были изменены требования относительно требований по поводу квалификации данных сотрудников?

Кто вправе занимать должности главы бухгалтерии и бухгалтера после того, как были изменены требования относительно требований по поводу квалификации данных сотрудников?

Рубрика:
Полезное
22.06.2021
18 мин

01.03.2017 Министерством труда и соцзащиты РБ выпущено постановление. 10 -го февраля того же года вышло постановление № 7, в которое были внесены корректировки по поводу требований, предъявляемых у к квалификации работников бухгалтерии, признаки, присущие таким должностям, как главбух и бухгалтер, что нашли отражение в выпуске № 1 Единого квалификационного справочника должностей(ЕКСД) о занимаемых должностях служащих, что трудятся в любой сфере функционирования, которое подкреплено постановлением №159, приложение № 1 Минтруд РБ 30-го декабря 1999 года.

Примите к сведению!

 15.01.18 требования, предъявляемые к характеристике квалификации такой должности, как бухгалтер в разделе под названием «2. Специалисты», приложении 1 к постановлению Минтруд № 159 при опоре на постановление №3, принятое 4-го января 2018 года, изданы в обновлённой редакции.

Ссылаясь на коррективы, в качестве бухгалтера и главбуха может трудится работник, который был обучен в ВУЗе или среднем специальном заведении по определённой специальности.

Доверьте свою бухгалтерию профессионалам: надежный аутсорсинг бухгалтерского учета для вашего бизнеса!
Максимальная эффективность, точность и конфиденциальность. Обратитесь к нам сегодня!
Подробнее

Специальности

  1. В ВУЗе – «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Бухучёт, анализ и аудит» (разные курсы в зависимости от избранного управления), «Аудит и ревизия».
  2. При получении образования в среднем специальном заведении – «Финансы», «Банковское дело», «Страховое дело», «Бухучёт, анализ и контроль».

Внимание!

Требования не касаются глав бухгалтерии, бухгалтеров структур, что применяют УСН (упрощённую систему налогообложения) при ведении КУ (книги учёта) доходов и расходов юридических лиц и ИП, что используют «упрощёнку», по той причине, что положения Закона РБ №57 – 3 «О бухучёте и отчётности», подписанного 12 июля 2013 года не касаются юрлиц, что ведут учёт посредством внесения записей в КУ доходов/расходов.

Оцените состояние своих финансовых процессов и получите рекомендации для их улучшения
Запишитесь прямо сейчас!

В статье внимание уделяется вопросам, что часто возникают у работников кадровых отделов организаций и у сотрудников отдела бухгалтерии.

Требования, предъявляемые к квалификации работников, что занимают должности главы бухгалтерии и рядового бухгалтера

Управлением бухучёта в структуре занимаются:

  • главбух организации;
  • глава предприятия в ситуации, изложенной в пункте 2 статьи 7-ой Закона РБ №57 – 3 «О бухучёте и отчётности»;
  • юридическое лицо или ИП, которые занимаются оказанием услуг по ведению бухучёта и заполнению отчетности, что освещено в пункте 3 статье 8-мой того же закона.
  • статье 8-мой того же закона.

 1.03.17. – точка отсчёта, когда в качестве работника бухгалтерии, главы того же отдела может трудиться сотрудник, который должен соответствовать определённым характеристикам

  1. Работник бухгалтерии б/к.
  • Образование – высшее.

* Специальности – связанные с финансами, экономикой, бухгалтерией.

  • Образование – среднее специальное.

* Специальности – связанные с финансами, экономикой, бухгалтерией.

* Стаж значения не имеет.

  1. 2-ая категория.

Стаж в должности должен соответствовать 2-ум годам и больше.

  1. 1-ая категория.

Стаж в должности работника бухгалтерии со 2-ой категорией должен соответствовать 2-ум годам и больше.

  1. В качестве главы бухгалтерского отдела может трудится сотрудник, отвечающий требованиям:
  • стаж работы, когда основная деятельность касалась бухучёта, заполнения бухгалтерских, финансовых отчётов на протяжении 3-ёх лет и больше;
  • не должно быть судимости, предусматриваемой статьями за экономические преступления.
  1. Главбух общественно значимой структуры обязан соответствовать следующим характеристикам:
  • стаж работы стаж работы, когда основная деятельность касалась бухучёта, заполнения бухгалтерских, финансовых отчётов на протяжении 5-ти лет и больше;
  • осуществление функционирования при наличии сертификата профессионального бухгалтера;
  • не должно быть судимости, предусматриваемой статьями за экономические преступления;
  • исключительно высшее бухгалтерское образование.

Вышеперечисленные характеристики предъявляются к персоналу, что претендует на соответствующие должности, начиная с 1-ого марта 2017 года и не касаются тех, кто уже трудится на должности.

Алгоритм аттестации претендентов на должности главбуха и иного работника бухгалтерии

Аккредитация сотрудников бухгалтерии проходит согласно Типовому положению, содержание которого касается аттестации глав и иных работников структур, действует на основании постановления СовМин РБ № 784, принятым 25 мая 2010 года.

Опираясь на рассматриваемую документацию, можно сказать, что работники должны соответствовать определённым характеристикам при желании быть аттестованным.

  1. Соответствие работника занимаемой должности.
  2. Наличие возможностей для профессионального, карьерного роста.
  3. При необходимости прохождение обучения для повышения квалификации, переподготовки.

При наличии особой специфики функционирования предприятия круг аттестационных требований может быть значительно расширен.

Примите к сведению!

Согласно пункту 6 -ому Типового положения, связанного с аттестацией работников бухгалтерии, присутствуют категории лиц, которые освобождаются от аккредитации.

К таким работникам относятся:

  • сотрудники, которые занимают должность < 1-ого года;
  • лица, работающие по распределению от ВУЗов, средних специальных заведений в течение 1-ых 3-ёх лет;
  • будущие мамы;
  • лица, что длительно находятся на больничном;
  • женщины после выхода из декрета на протяжении 1-ого года работы.

Организация процесса подготовки к аттестации сотрудников бухгалтерии проводится кадровым отделом структуры и главой бухгалтерии и представляет собой:

  • издание главой предприятия приказа по поводу организации процесса и проведении аттестации, где указывается временные рамки, расписание проведения процедуры, утверждён список лиц, которые проходят аттестацию, определяются глава, члены комиссии, указывается список документации на лиц, что проходят аттестацию и алгоритм их подачи. С содержанием приказа знакомятся аттестуемые лица за 30 дней до предстоящего события, не меньше;
  • составление характеристик на сотрудников, которым предстоит пройти процедуру;
  • заполнение листов по аттестации, протоколов комиссии, что курирует процесс;
  • объяснение принципов проведения процедуры аттестации, целей, алгоритма проводимой операции.

В состав комиссии назначают главу предприятия, глав отделов, главбуха, иных профессионалов, квалификация которых соответствует. Также среди членов комиссии должны быть представители сотрудников и общественных структур, к примеру профсоюзной организации.

На собрании комиссии обязательно заполняется протокол, в котором должны фигурировать подписи председателя, секретаря специально созданной комиссии.

Комиссия вправе рекомендовать выдвижение сотрудника на должность, выше занимаемой сегодня, повышении категории, о переходе лица в иные подструктуры при учёте профессионализма работника, качеств личности оного; рекомендации могут касаться повышения окладов сотрудников, необходимости повышения квалификации, переподготовки персонала и иные.

На каждого аттестуемого сотрудника оформляется характеристика с точки зрения профессиональных качеств, где ставится подпись главбуха либо руководителем сотрудника и в купе с инструкцией по должностным обязанностям предоставляется на суд аттестационной комиссии за 14 дней до даты начала проведения процедуры.

По итогам процесса составляется лист аттестации работника.

Комиссия вправе рекомендовать, но не имеет права требовать что-либо. Лист аттестации работника и характеристика по итогам проведённого процесса после окончания операции подлежат передаче в отдел кадров с целью сохранения документации в личном деле работника, который прошёл аттестацию.

Главой предприятия по итогам процедуры в течение 30-ти дней выносится решение, подкреплённое приказом. В приказе перечисляются сотрудники, что были повышены в должности, заслуживают поощрения и те лица, напротив ФИО, которых, стоит оценка, свидетельствующая о несоответствии должности, что занимал до аттестации или о соответствии должности только при улучшении качества работы и следовании рекомендациям специально созданной комиссии, при условии аттестации через 1 год повторно.

По итогам процедуры глава структуры имеет полное право направить сотрудника на курсы повышения квалификации, переподготовку, осуществить перевод сотрудника на иную работу, при условии, что тот согласился или уволить, ссылаясь на пункт 3 статьи 42 ТК РБ (Трудового кодекса),так как не соответствуют занимаемой должности, работе, которая входит в обязанности, так как отсутствуют соответствующая квалификация, что препятствует осуществлению работы. Такое решение принимается тогда, когда перевод сотрудника на иную работу невозможен или получен отказ сотрудника повышать квалификацию, проходить переподготовку.

Кстати…

Начиная с 28.01.20 статья 42 ТК РБ представлена в новой редакции Законом РБ № 219 – 3, подписанного 18 июля 2019 года.

Увольнение, инициатором которого является наниматель по причине несоответствия сотрудника занимаемой должности, работе, для которой нужно повышение квалификации, согласно пункту 3 статьи 42 ТК.

По итогам аттестации сотрудника комиссия, созданная для проведения процедуры аттестации на тайном голосовании, принимает следующие решения по пункту 3 Типового положения по поводу аттестации работников:

  • о соответствии сотрудника должности, что тот занимает;
  • о соответствии должности не в полной мере с необходимости прохождения аттестации повторно через год, если рекомендации комиссии будут выполнены;
  • лицо не соответствует должности, которую занимает.

Согласно пункту 3-ьему статьи 42 ТК РБ, уволить работника только по итогам аттестации – недостаточное основание, которое должно быть подкреплено иными доказательствами.  Следует доказать связь между недостаточной квалификацией сотрудника, которая препятствует надлежащему выполнению трудовых обязанностей.

Исходя из выше приведённых фактов, расторжение трудовых отношений с сотрудником будет только при наличии доказательств:

  • квалификация работника не соответствует должности, что тот занимает, обстоятельство должно быть обосновано заключением комиссии по аттестации, актами, составленными в ходе проводимых ревизий, свидетельствующие о браке, докладные и иные не менее весомые доказательства;
  • исполнение сотрудником рабочих обязанностей ненадлежащим образом, о чём свидетельствует несоответствие установленным показателям, брак, грубые ошибки в заданиях, которые были поручены.

Внимание!

Согласно абзацу 1-ому пункту 30-ому постановления пленума ВС РБ(Верховного суда) № 2, что было принято 29-ого марта 2001 года и касалось некоторых случаев использования судебными инстанциями законодательства о труде, увольнение сотрудника, в качестве причины которого указывается отсутствие специального образования, является недопустимым, если только данное обстоятельство не выступает в качестве основного условия при оформлении трудового договора.

На основании пункта 12-того общих положений ЕКСД, что были утверждены постановлением № 1 Минтруд и соцзащиты РБ 2-го января 2012 года наниматель может не увольнять работника.

На основании данного пункта наниматель вправе принимать на работу тех, чьё образование, стаж не соответствуют квалификационным требованиям в качестве исключения, если это не противоречит действующему законодательству белорусского государства.

Главу бухгалтерии, зама оного, руководствуясь данным пунктом нанимать нельзя.

Что понадобиться для того, чтобы получить соответствующую квалификацию: второе высшее или переподготовка?

Под квалификацией понимают общую и специальную подготовку сотрудника, что подтверждается определённой документацией, что утверждена действующим законодательством РБ. Речь идёт об аттестате, дипломе об окончании определённого учебного заведения, свидетельстве о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке. Данные сведения можно найти в абзаце 10-ом статьи 1-ой ТК РБ.

К сведению!

 Начиная с 28.01.20 по абзацу 4-ому статьи 1-ой ТК РБ под квалификацией понимают признание ЗУН (знаний, умений, навыков), опыта, что были получены, необходимыми для осуществления трудовой деятельности, доказательством при этом являются выше перечисленные виды документации.

Высшее, среднее специальное образование – это основное образование по пункту 2-ому статьи 12-ой Кодекса РБ об образовании.

Программа образования по переподготовке работников аппарата управления, иных сотрудников с высшим, средним специальным образованием касаются программ образования взрослых дополнительного характера согласно подпункту 1.2, 1.3 пункта 1-ого статьи 242-ой Кодекса РБ об образовании.

Согласно статье 8-ой Законом РБ № 219 – 3, подписанного 18 июля 2019 года и характеристике относительно квалификации работника на должности главы бухгалтерии, что предусмотрена выпуском 1-ым, требуется наличие у главбуха высшего, среднего специального образования в качестве обязательного.

По этой причине лицам, ИП тоже входят в число оных, что имеют специальное образование, которое не предусмотрено выпуском 1-ым, для того чтобы продолжать трудиться в качестве главбуха, понадобится 2-ое высшее образование. Переподготовка по специальности – недостаточное условие в этой ситуации.

Глава структуры имеет право направить сотрудника получать 2-ое высшее, среднее специальное образование по специальностям, что перечислены в постановлении № 7 принятого Министерством труда и соцзащиты РБ 10 февраля 2017 года.

Получение 2-ого высшего образования, налоги. Вкратце для работников бухгалтерии.

Нужно ли уплачивать взносы страхового характера в фонд социальной защиты населения (ФСЗН), РУП «Белгосстрах» в связи с выделяемой суммой на получение 2-ого высшего образования?

В данной ситуации начислять взносы не нужно согласно абзацу 3-ьему пункта 4-ого постановления № 115 СовМин РБ, принятого 25 января 1999 года, касающегося списка выплат, по которым нет нужды в начислении взносов по госстрахованию. В пенсионный фонд также взносы не уплачиваются.

Данные разновидности программ по образованию дополнительного характера для взрослых присутствуют и названы в статье 242-ой Кодекса РБ об образовании. С целью образования в данной области в подобных ситуациях подписываются определённые договоры согласно статье 59-ой Кодекса.

По той причине, что получение 2-ого высшего в образовательном учреждении белорусского государства не входит ни в одну из категорий образования дополнительного характера для взрослых, то на стоимость получения 2-ого высшего образования сотрудником и в фонд соцзащиты, и в страховой орган.

Налог на доход в ракурсе стоимости получения 2-ого высшего

Уплата структурами за налогоплательщика 2-ого высшего образования касается доходов, что получены плательщиком в натуральной форме согласно подпункту 2.1 пункта 2-ого статьи 157 НК РБ. Исходя из этого, к подобным доходам применяется льгота, отражённая в подпункте 1.19 пункта 1-ого статьи 163-ьей НК РБ. Но стоит отметить, что агентам по налогам при использовании рассматриваемой льготы нужно учесть определённые особенности.

  1. Освобождение от налога на доход с физлиц суммы уплаты структуры по безналу или ИП стоимости получении 1-ого образования как высшего, среднего специального, так и профессионально-технического в виде трат, связанных с погашением кредитов с %-ами по оным, что взяты в банках РБ, израсходованы налогоплательщиком по факту на получение подобного вида образования в подпункте 1.35 пункта 1-ого статьи 163 НК РБ.
  2. Юридические лица имеют право не удерживать налог на доход с сумм трат, что израсходованы на профподготовку сотрудников согласно подпункту 2.14 пункта 2-ого статьи 153-ьей НК РБ.

Таким образом, учитывая утверждённые нормы, в качестве объекта обложения налога с физлиц не выступает прибыль, что налогоплательщик получил в сумме, равной стоимости образования плательщиков, занимающихся освоением содержания программ образования взрослых дополнительного характера при переподготовке, профподготовке, на курсах повышения квалификации, что связаны с функционированием организации нанимателя, которые оплачены средствами из бюджета, структуры, ИП.

В рассматриваемом случае рассматривается 2-ое высшего образование, по этой причине сумма, уплачиваемая за получение оного – объект обложения налогом на доход в ситуации оплаты обучения структурой, льгота по поводу налогового вычета социального характера не применяется при оплате обучения сотрудником собственноручно.

Ведётся ли учёт трат на 2-ое высшее на основе 1-ого высшего, что структура оплачивает за сотрудника при обложении налогом прибыли?

Учёт подобных затрат при предъявлении доказательств в потребности получения образования в целях осуществления производственного функционирования структурой.

Траты, что связаны с производством, продажей продукции, выполнении работ, оказании услуг, прав на имущество, учёт которых ведётся при обложении налогом, представляют из себя оценку стоимости израсходованных для выше приведённых целей ресурсов, сырья, топлива, энергии, средств, активов нематериального характера, ресурсов труда сотрудников, прочих трат на производство, продажу оных, что вносятся в бухучёт согласно части 1-ой пункта 1-ого статьи 130-ой НК РБ.

Список трат, не подлежащих учёту при обложении налогом доходов, можно найти в статье 130-ой НК РБ.

2-ое высшее образование, получаемое штатным сотрудником структуры, должно быть доказано посредством производственных нужд, продажи товаров, предоставления услуг, выполнения работ.

По этой причине траты по оплате получения образования штатных сотрудников, что получают 2-ое образование в ВУЗе, относят к тратам, что учитываются при обложении налогом в ситуации, когда производственная необходимость получения сотрудниками 2-ого высшего в купе с заключённым договором между структурой, ВУЗом и сотрудником.

Внимание!

 Отношения трудового характера с сотрудниками, что были приняты на должность главы бухгалтерии после того, как постановление № 7 вступило в силу без следования пункту 2 статьи 20 Закона, что не соответствуют требованиям к квалификации, предъявляемые к рассматриваемой должности, должны быть расторгнуты в связи с причинами, которые не зависят от желания сторон трудового договора и связаны с нарушением правил при приёме на работу согласно пункту 3 статьи 44 ТК РБ.

Примечания

  1. * Нарушения закона, связанные с посягательствами в отношении собственности, а чем грозят подобные преступления изложено в главе 24-ой УК РБ (Уголовного кодекса). К данной категории относится целый перечень таких преступлений, как кража, грабёж, хищение при использовании служебного положения в личных целях, ликвидация, порча имущественных ценностей по неосторожности и иные грубые нарушения закона.

* Нарушения законодательства, что связаны с нарушением алгоритма функционирования экономического характера и сведения о том, чем грозит совершение подобных преступлений изложены в главе 25-ой УК РБ. К примеру, систематическая таможенных платежей, предпринимательство вне закона и иные преступления относятся к подобной категории. Судимость лица вступает в силу в день оглашения приговора и до тех пор не погашена или снята. В статье 97-ой УК РБ описаны условия, при которых судимость можно погасить, а в статье 98-ой – снять. В ситуации, когда судимость погашена или снята, то происходит аннулирование уголовных последствий правового характера согласно статье 99-ой УК РБ.

  1. * Организации, признанные общественно значимыми, ОАО, выступают в качестве учредителей УП, главных хозобществ в отношении к дочерним хозобществам, (не)банковским организациях, специализирующихся на кредитно-финансовых операциях, страховым структурам согласно абзацу 7-ому статьи 1-ой Закона.

Список, требования, что являются причинами признания структуры общественно значимой, устанавливаются согласно Закона РБ «О нормативно-правовых актах РБ» № 361 – 3, принятый 10 января 2000 года.

Кстати…

Начиная с 01.02. 19 в действие вступила в силу новая редакция Закона РБ «О нормативно-правовых актах» № 130 – 3, подписанный 17 июля 2018 года.

  1. 01. 17г. Согласно абзацу2-ому пункта 4-ого статьи 8-ой и пункта 2-ого статьи 20-ой Закона по поводу назначения на должность главы бухгалтерии структуры, что была признана общественно значимой может претендовать лицо, получившее сертификат профессионального работника бухгалтерии.

К физлицу, претендующему на получение звания профессионального бухгалтера посредством получения сертификата, предъявляются определённые требования:

  • высшее бухгалтерское образование, стажем работы в качестве сотрудника бухгалтерии5 лет и больше;
  • отсутствие судимости за преступления экономического характера.

Также физлицо, желающее получить сертификат рассматриваемого образца проходит аттестацию.

Аттестация – проверка ЗУН физлиц, желающих получить сертификат, проводимая посредством сдачи экзаменов с целью обоснования квалификации. Программа подобных испытаний утверждена Минфин РБ.

В пункте 5-ом положения об алгоритме проведения аттестации претендентов на получение сертификата рассматриваемого вида, обоснования квалификации физлицами, что уже получили сертификат раньше, подкреплённого постановлением СовМина РБ № 94 от 3 февраля 2014 года, аттестация проводится 1-н раз в 4-е месяца и чаще. Сведения о числе, времени и месте организации процесса аттестации, о том, что физлицо получило сертификат, обязательно размещается на сайте Минфина РБ.

Для того чтобы сертификат был выдан необходимо уплатить государственную пошлину, равную 8 БВ (базовым величинам) согласно пункту 109-ому приложения 22-ого НК РБ.

Физлицо с сертификатом на руках должно начиная со следующего года подтверждать квалификацию.

Статья была полезна?
Пожалуйста, оставьте вашу реакцию
Поделиться статьей