
апр
2023

март
2023
Государственные закупки – направление, традиционно связанное с коррупцией. Уж слишком высоки ставки, поэтому то и дело сталкиваемся с преступными деяниями. Хозяйствующие субъекты, безусловно, страдают от этого.
ООО «Бухгалтерские технологии» готово поделиться информацией о том, как обстоят дела с борьбой против таких нарушений в нашей стране и за пределами. Материал, скорее, познавательный, но уверены, что найдет отклик среди посетителей нашего ресурса.
Закупки стоит рассматривать с нескольких сторон:
Если типизировать, во многих правовых системах наблюдаются следующие общие черты:
Чтобы предупредить коррупцию, которая часто сопровождает закупки, государства объединяются, разрабатывают общие схемы действий, программы (к примеру, ГРЕКО).
Общепризнано, что самыми преступными секторами являются:
Госзакупки РБ предполагают достаточно мягкую ответственность для тех, кто оказался по ту сторону права. Это КоАП. Уголовный кодекс не содержит спецнорм, но присутствует масса моментов, когда он применим к деяниям, сопровождающим такие операции. Если говорить конкретнее, подразумевается:
ООО «Бухгалтерские технологии» считает, что наша система защиты далеко не совершенна. Будет идеально, если государство внимательнее ознакомится с зарубежным опытом и адаптирует к нашим реалиям.
В соседнем государстве присутствует плеяда нормативно-правовых актов на заданную тематику. Меры по противодействию приняты почти каждым агентством федерального уровня. Действуют профилактические рекомендации.
Антикоррупционный контроль ведется на нескольких уровнях:
Госзакупки в Беларуси, хоть с РФ наблюдается стремление к интеграции, отслеживаются далеко не так тщательно.
В Уголовном кодексе России предусмотрены статьи, прямо связанные с рассматриваемой сферой. Например, нецелевое расходование средств из бюджета. Таким образом, можно не только штраф заплатить, но и получить реальный срок.
США – страна с наибольшей долей таких правоотношений. Каждый год заключается порядка 15 000 000 контрактов для государственных нужд. Естественно, уследить за всем в таком потоке – проблема заметная. Этим занимаются ГКФУ и генеральный прокурор. Заметную роль играет Минюст и иные госструктуры.
Если рассматривать правовую базу, наблюдается свыше 4 000 законов.
Ключевыми принципами, по которым происходит управление закупками, являются:
Несмотря на развитое законодательство, коррупция регулярно дает знать. Многие в этой стране полагают, что сфера должна сопровождаться парламентским и общественным контролем, что и происходит со стороны Конгресса, СМИ, разного рода организаций.
Использован опыт США по формированию единой правовой системы в этом направлении. Действуют международные соглашения. Система регулирования заказов базируется на 2 уровнях:
Законодательство Евросоюза ориентировано на обеспечение одинаковых возможностей для участия в тендерах. Единый рынок создан еще в 1993 году. Правила организации закупок для каждого государства-члена базируются на принципах ЕС.
Сделки совершаются на конкурсах, методом котировочного запроса. Это хорошо известно и в Беларуси – госзакупки происходят приблизительно по тому же алгоритму. Но в ЕС предпочтительнее система 2-этапного конкурса.
Существуют единые IT-стандарты, что позволяет избавиться от бюрократии, обеспечить прозрачность и т.д.
Здесь в ходу принцип «недискриминации». Это дает право иностранцам принимать участие в тендерах (преимущество имеют те из них, кто готов локализовать производство в этой стране). Профилактика коррупции ведется уже много лет. Действует спецкомиссия. Контроль осуществляется целым набором структур.
Госзакупки здесь контролирует Министерство экономики. Национальные нормы поступательно адаптируются под требования ЕС. Важную роль играют независимые исполнители, которых контролирует Счетная палата. Именно эти лица выступают в качестве регуляторов.
Заключение контрактов в самых «проблемных» сферах возможно только при условии, что оглашаются списки компаний, с которыми имеют дело муниципалитеты.
Здесь наблюдается децентрализованность. Заказчиком может выступать кто угодно. Если говорить о противодействии коррупции, наблюдается масса общего с Германией. Главное направление политики – повышение прозрачности в рассматриваемой сфере. Области закупок с серьезным риском совершения преступлений прописаны в соответствующем Законе.
На основании изложенного, ООО «Бухгалтерские технологии» полагает, что для исправления ситуации в РБ нужно:
Если остались нераскрытые вопросы – легко ответим. Неоднократно сопровождали сделки на государственные закупки, поэтому располагаем бесценным опытом. Убедитесь лично, что наши сотрудники действительно имеют статус экспертов!
Комментарии
Войти