ГлавнаяbreadcrumbСтатьиbreadcrumbПолезноеbreadcrumbОпыт других государств в противодействии коррупции в госзакупках

Опыт других государств в противодействии коррупции в госзакупках

7
дек
2021
Рубрика: Полезное
Время прочтения: 6 мин

Государственные закупки – направление, традиционно связанное с коррупцией. Уж слишком высоки ставки, поэтому то и дело сталкиваемся с преступными деяниями. Хозяйствующие субъекты, безусловно, страдают от этого.

ООО «Бухгалтерские технологии» готово поделиться информацией о том, как обстоят дела с борьбой против таких нарушений в нашей стране и за пределами. Материал, скорее, познавательный, но уверены, что найдет отклик среди посетителей нашего ресурса.

 

 

 

 

Общие моменты

Закупки стоит рассматривать с нескольких сторон:

  1. Механизм удовлетворения государственных потребностей в том или ином продукте, позволяющий эффективнее использовать финансовые средства.
  2. Источник денежного ресурса страны, способствующий экономическому развитию через финансирование работы субъектов.

Если типизировать, во многих правовых системах наблюдаются следующие общие черты:

  • защита конкуренции;
  • обеспечение добросовестности рынка;
  • противодействие коррупционным схемам;
  • прозрачность;
  • отсутствие дискриминации.

Чтобы предупредить коррупцию, которая часто сопровождает закупки, государства объединяются, разрабатывают общие схемы действий, программы (к примеру, ГРЕКО).

Общепризнано, что самыми преступными секторами являются:

  • строительство;
  • промышленность;
  • добыча полезных ископаемых.

Что приготовила Беларусь для нарушителей законов в сфере госзакупок?

Госзакупки РБ предполагают достаточно мягкую ответственность для тех, кто оказался по ту сторону права. Это КоАП. Уголовный кодекс не содержит спецнорм, но присутствует масса моментов, когда он применим к деяниям, сопровождающим такие операции. Если говорить конкретнее, подразумевается:

  • мошенничество;
  • злоупотребление служебными полномочиями;
  • подкуп;
  • служебный подлог;
  • взятка и т.д.

ООО «Бухгалтерские технологии» считает, что наша система защиты далеко не совершенна. Будет идеально, если государство внимательнее ознакомится с зарубежным опытом и адаптирует к нашим реалиям.

Как дела в России?

В соседнем государстве присутствует плеяда нормативно-правовых актов на заданную тематику. Меры по противодействию приняты почти каждым агентством федерального уровня. Действуют профилактические рекомендации.

Антикоррупционный контроль ведется на нескольких уровнях:

  • ведомственный (государственный);
  • внутренний (со стороны заказчика);
  • общественный (осуществляется гражданами).

Госзакупки в Беларуси, хоть с РФ наблюдается стремление к интеграции, отслеживаются далеко не так тщательно.

В Уголовном кодексе России предусмотрены статьи, прямо связанные с рассматриваемой сферой. Например, нецелевое расходование средств из бюджета. Таким образом, можно не только штраф заплатить, но и получить реальный срок.

Американская версия

США – страна с наибольшей долей таких правоотношений. Каждый год заключается порядка 15 000 000 контрактов для государственных нужд. Естественно, уследить за всем в таком потоке – проблема заметная. Этим занимаются ГКФУ и генеральный прокурор. Заметную роль играет Минюст и иные госструктуры.

Если рассматривать правовую базу, наблюдается свыше 4 000 законов.

Ключевыми принципами, по которым происходит управление закупками, являются:

  1. Равные условия для подрядчиков.
  2. Честность и борьба с коррупцией.
  3. Обеспечение сделок по предельно низким ценам с минимальными расходами на осуществление закупок.

Несмотря на развитое законодательство, коррупция регулярно дает знать. Многие в этой стране полагают, что сфера должна сопровождаться парламентским и общественным контролем, что и происходит со стороны Конгресса, СМИ, разного рода организаций.

Как противодействуют коррупции в ЕС?

Использован опыт США по формированию единой правовой системы в этом направлении. Действуют международные соглашения. Система регулирования заказов базируется на 2 уровнях:

  • право ЕС;
  • национальное право того или иного государства.

Законодательство Евросоюза ориентировано на обеспечение одинаковых возможностей для участия в тендерах. Единый рынок создан еще в 1993 году. Правила организации закупок для каждого государства-члена базируются на принципах ЕС.

Сделки совершаются на конкурсах, методом котировочного запроса. Это хорошо известно и в Беларуси – госзакупки происходят приблизительно по тому же алгоритму. Но в ЕС предпочтительнее система 2-этапного конкурса.

Существуют единые IT-стандарты, что позволяет избавиться от бюрократии, обеспечить прозрачность и т.д.

Франция

Здесь в ходу принцип «недискриминации». Это дает право иностранцам принимать участие в тендерах (преимущество имеют те из них, кто готов локализовать производство в этой стране). Профилактика коррупции ведется уже много лет. Действует спецкомиссия. Контроль осуществляется целым набором структур.

Германия

Госзакупки здесь контролирует Министерство экономики. Национальные нормы поступательно адаптируются под требования ЕС. Важную роль играют независимые исполнители, которых контролирует Счетная палата. Именно эти лица выступают в качестве регуляторов.

Заключение контрактов в самых «проблемных» сферах возможно только при условии, что оглашаются списки компаний, с которыми имеют дело муниципалитеты.

Италия

Здесь наблюдается децентрализованность. Заказчиком может выступать кто угодно. Если говорить о противодействии коррупции, наблюдается масса общего с Германией. Главное направление политики – повышение прозрачности в рассматриваемой сфере. Области закупок с серьезным риском совершения преступлений прописаны в соответствующем Законе.

Подводим итоги

На основании изложенного, ООО «Бухгалтерские технологии» полагает, что для исправления ситуации в РБ нужно:

  1. Скорректировать законодательство.
  2. Совершенствовать условия таких операций.
  3. Ужесточить контроль.

Если остались нераскрытые вопросы – легко ответим. Неоднократно сопровождали сделки на государственные закупки, поэтому располагаем бесценным опытом. Убедитесь лично, что наши сотрудники действительно имеют статус экспертов!

Комментарии

Войти

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Читайте также

25
фев
2022
Прогул: что стоит знать нанимателю?
Прогул – одна из причин увольнения, допускаемых законодательством РБ. Одни наниматели всячески избегают таких обоснований, предпочитая расставаться с сотрудником полюбовно, другие – чуть ли не штампуют строгие приказы. ООО «Бухгалтерские технологии» занимается не только сопровождением финансово-хозяйственной деятельности компаний, но и решает вопросы из области трудового права. Как раз поэтому считаем нужным раскрыть некоторые моменты. Важно помнить, что такая причина для освобождения от должности – не обязанность, а право работодателя. Конкретное решение нормативами не навязывается. При этом требуется объективная оценка причин проявления неприятной ситуации. Руководствоваться нужно не личными желаниями (даже если сотрудник проблемный), а правовыми актами нашей страны. В противном случае придется столкнуться с санкциями. Теперь, когда с фоновыми моментами разобрались, стоит переходить к делу.
20
фев
2022
Реалии пандемии: учет расходов на такси для работников
Бухгалтерский учет РБ, да и других государств, с приходом пандемии временами приобретает нестандартные очертания. Сложилась сложная ситуация, бизнес вынужден буквально выживать. Одни отправляют сотрудников в бессрочный отпуск, другие – изыскивают способы поддержания предприятий на плаву. Одной из мер препятствования распространению коронавируса является сокращение времени, проведенного в общественном транспорте. Как уже догадались, некоторые хозяйствующие субъекты предпочитают оплачивать услуги такси при доставке персонала на работу и обратно домой после окончания трудового дня. Подобные ситуации способны ввести в ступор финансового специалиста, ведь подобные расходы ранее не учитывались в учете. Исправить ситуацию и призван материал, которым ООО «Бухгалтерские технологии» спешит поделиться сегодня.
0
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, оставьте комментарий.x
()
x