Главная breadcrumb Статьи breadcrumb Какую систему налогообложения выбрать для работы на маркетплейсах?

Какую систему налогообложения выбрать для работы на маркетплейсах?

Рубрика:
Маркетплейсы
28.02.2024
13 мин

С каждым днем все больше предпринимателей присоединяются к работе на маркетплейсах. Для некоторых это становится основным источником дохода, а для других — дополнительным. Однако, при работе на маркетплейсах предпринимателям приходиться и платить налоги. Налоги — это важно и чтобы при выборе системы налогообложения не возникло проблем необходимо учитывать ряд факторов, таких как юридический статус предпринимателя, объемы продаж, а также законодательные требования страны. В этой статье специалисты компании «Бухгалтерские технологии» помогут разобраться с вопросом и выбором системы налогообложения для ведения бизнеса на маркетплейсах в Беларуси.

Для начала давайте разберем, что же такое система налогообложения и какие системы налогообложения существуют в Беларуси.

Система налогообложения — это общие правила начисления обязательных платежей. Для каждой системы характерны определенные виды налогов. Но в любом случае должны быть установлены общие правила их начисления.

В Беларуси существует следующие систем налогообложения:

Бухгалтер для маркетплейсов: Аутсорсинг бухгалтерского учета и введение бухгалтерии для маркетплейсов в Беларуси!
Максимальная эффективность и точность. Доверьте введение своей бухгалтерии профессионалам. Обратитесь к нам сегодня!
Подробнее
  • Общая система налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Единый налог
  • Налог на прибыль

Каждая из этих систем имеет свои особенности и применяется в зависимости от юридического статуса предпринимателя, вида деятельности, оборота и других факторов. Рассмотрим применяемые системы налогообложения при работе на маркетплейсах подробнее.

Общая система налогообложения (ОСН)

Общая система налогообложения предполагает уплату налога на прибыль по ставке, установленной в соответствии с действующим законодательством страны. Этот метод наиболее распространен среди крупных компаний и предпринимателей, чей доход значительно превышает пороги, позволяющие применять упрощенные системы налогообложения. При осуществлении дистанционной розничной торговли через маркетплейсы   организации, применяющие ОСН, уплачивают в Республике Беларусь следующие налоги: налог на добавленную стоимость по ставке 20% от стоимости реализованных товаров и налог на прибыль по ставке 18-20%

Оцените состояние своих финансовых процессов и получите рекомендации для их улучшения
Запишитесь прямо сейчас!

Преимущества и недостатки ОСН

Преимущества

  • Позволяет осуществлять более гибкий учет доходов и расходов компании
  • Обеспечивает более широкий спектр возможностей для применения налоговых льгот и вычетов
  • Предоставляет возможность использовать различные методы оптимизации налоговых платежей
  • Соответствует требованиям для крупных компаний с большим оборотом и высокими доходами

Недостатки

  • Требует более сложного и тщательного ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности
  • Возможно применение высоких налоговых ставок, что может увеличить финансовую нагрузку на предприятие
  • Не все компании могут эффективно использовать преимущества ОСН из-за сложности налогового законодательства и требований к отчетности
  • Не всегда подходит для стартапов и малых предприятий из-за высоких расходов на налоговое сопровождение

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Упрощенная система налогообложения (УСН) предоставляет предпринимателям возможность уплаты налогов на упрощенных условиях, обычно на основе выручки или дохода. Для работы на маркетплейсах это может быть удобным вариантом для небольших и средних компаний, которые не превышают установленные законодательством пороги по обороту. 

УСН может применяться при условии, что организация удовлетворяет следующим критериям: она имеет право применять этот режим в соответствии с составом своих учредителей и характером своей деятельности, а также соответствует следующим условиям: численность сотрудников не превышает 50 человек, а валовая выручка за 2023 год не превышает 2 150 000 рублей. Во всех остальных случаях организация будет применять общую систему налогообложения с уплатой НДС и налога на прибыль. 

Преимущества и недостатки УСН

Преимущества

  • Упрощенная процедура ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности, что сокращает административные издержки для предпринимателей
  • Фиксированный размер налоговых платежей, основанный на обороте или доходе компании, что облегчает планирование финансовых потоков
  • Освобождение от необходимости ведения учета НДС, что уменьшает бремя налоговой отчетности для малых предприятий
  • Повышенная доступность для небольших и средних компаний, которые не превышают установленные законодательством пороги по обороту.

Недостатки

  • Ограничение в выборе видов деятельности, которые могут применять данную систему налогообложения
  • Невозможность применения налоговых вычетов и льгот, доступных в рамках общей системы налогообложения
  • Ограниченные возможности для компаний с высокими объемами расходов и низкой маржинальностью
  • Необходимость перехода на общую систему налогообложения при достижении определенного порога доходов или оборота

Налог на добавленную стоимость (НДС) 

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Беларуси — это налог, который взимается с конечных потребителей на каждом этапе производства и распространения товаров или оказания услуг. Этот налог включается в цену товара или услуги и уплачивается государству. Организации и предприниматели, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, обязаны уплачивать этот налог в соответствии с законодательством РБ.

Согласно законодательству РБ объектом налогообложения НДС считаются обороты по реализации товаров на территории Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1.1 статьи 115 Налогового кодекса. При продаже товаров на маркетплейсах считается, что местом реализации товаров является Беларусь, если товары находятся на территории Беларуси к моменту завершения их транспортировки, независимо от способа транспортировки, согласно пункту 1.3 статьи 116 НК. Следовательно, если товар не находится в Беларуси к моменту завершения транспортировки, то Республика Беларусь не считается местом реализации товаров.

Покупатель товаров на маркетплейсах признается покупателем товаров Республики Беларусь, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • Физическое присутствие (место жительства) покупателя в Беларуси
  • Банковский счет, используемый для оплаты товаров, или оператор электронных денежных средств, через который производится оплата, находится на территории Беларуси
  • IP-адрес устройства, используемого для совершения покупки, зарегистрирован в Беларуси (относится к сетевому адресному пространству Республики Беларусь)
  • Международные коды страны телефонного номера, международного почтового индекса, или международного кода страны, использованные для приобретения или оплаты товаров, присвоены Беларуси в соответствии с пунктом 2 статьи 141 НК

Таким образом, обороты по реализации товаров в другие страны, такие как Россия и Казахстан через маркетплейс, не подлежат обложению НДС, и НДС не начисляется.

В случае электронной дистанционной продажи товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, «входной» НДС не включается в расходы организации, а принимается к вычету согласно пункту 3.2 подпункта 3.2 статьи 133 НК.

Продавец может применить налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов к оборотам от продажи товаров, местом реализации которых не признается на территории Беларуси, согласно подпункту 9.2 пункта 9 статьи 122 Налогового кодекса.

Преимущества и недостатки НДС

Преимущества

  • Гибкая система налогообложения, которая позволяет собирать налог с каждого этапа производства и распределения товаров или услуг
  • Обеспечение стабильных доходов для государственного бюджета за счет уплаты налога конечными потребителями
  • Способствует регулированию цен на товары и услуги на рынке путем включения налога в конечную стоимость товара или услуги
  • Облегчает сбор и администрирование налога благодаря широкому применению в различных отраслях экономики

Недостатки

  • Увеличение конечной стоимости товаров и услуг для потребителей из-за включения налога в цену
  • Возможность несанкционированных операций и уклонения от уплаты налога через использование теневых схем
  • Дополнительная бюрократия и расходы на ведение учета и отчетности для компаний, занимающихся оборотом товаров и услуг
  • Возможность влияния на инфляцию в случае повышения налоговых ставок

Какие особенности налогообложения при торговле через маркетплейсы в Беларуси нужно учитывать?

Налог на добавленную стоимость по услугам маркетплейса

В соответствии с основными положениями, косвенные налоги за предоставление услуг уплачиваются в той стране-члене Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которая определена как место оказания этих услуг, согласно пункту 28 приложения 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.

Определение места оказания услуг зависит от их типа и осуществляется в соответствии с пунктами 1)-5) пункта 29 того же приложения. Для услуг, предоставляемых электронными торговыми площадками, таких как доступ к платформе или обработка платежей, место оказания услуг определяется по месту нахождения поставщика услуг, согласно подпункту 5) пункта 29 приложения 18 к Договору о ЕАЭС. Это означает, что для услуг, оказываемых через электронную торговлю, территория Республики Беларусь не считается местом реализации услуг.

Организация в Беларуси не рассчитывает НДС для таких операций. Вместо этого, маркетплейс сам рассчитывает и платит НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если маркетплейс указывает в документе, подтверждающем предоставление услуг, суммы рассчитанного НДС, то белорусская организация включает эти суммы в общую стоимость услуг, согласно пункту 11 статьи 132 Налогового кодекса.

Налог на доходы по услугам маркетплейса

Услуги маркетплейса являются посредническими для целей исчисления налога на доходы.

Посреднические услуги включают в себя помощь в установлении связей и заключении сделок между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, а также услуги по поиску и предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях. Эти услуги также включают в себя деятельность комиссионеров (поверенных) и других лиц, которые действуют на основании договоров комиссии, поручения и аналогичных гражданско-правовых договоров (согласно подпункту 2.19 пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса).

Доходы от предоставления посреднических услуг маркетплейсом, который не осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежат налогообложению налогом на доходы (согласно подпункту 1.12.4 пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса).

Налоговая база определяется как общая сумма доходов (согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 190 НК) и рассчитывается в белорусских рублях с установленной ставкой в 15% (согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 192 НК).

Обязательства по уплате налога возникают в тот день налогового периода (календарного квартала), когда иностранной организации начислен доход (согласно пункту 1 статьи 191, пункту 1 статьи 193 НК).

День начисления дохода определяется как самая ранняя из следующих дат:

дата отражения факта оказания услуг в бухгалтерском учете (но не позднее установленной законодательством даты);

дата отражения факта выплаты дохода иностранной организации налоговым агентом (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных требований в зависимости от формы расчета, установленной сторонами) в бухгалтерском учете (согласно подпунктам 2.1 и 2.3 пункта 2 статьи 191 НК).

Налоговые агенты должны представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за завершением налогового периода (календарного квартала), в котором возникла обязанность уплаты налога на доходы (согласно пункту 1, части 1 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса).

Если российская организация предоставляет документ, подтверждающий ее статус налогового резидента Российской Федерации для применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 года, то налог на доходы не взимается в бюджет Республики Беларусь (согласно пункту 1 статьи 7 указанного Соглашения от 21.04.1995 года).

Данное подтверждение должно быть представлено в налоговый орган ежегодно и действительно в течение календарного года, в котором оно было выдано, если иное не предусмотрено статьей 194 Налогового кодекса. Если в подтверждении указан срок его действия, то оно принимается в течение указанного периода (согласно пунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 194 НК). Белорусская организация имеет возможность представить подтверждение в налоговый орган до наступления срока уплаты налога на доходы или после истечения данного срока (согласно части 3 пункта 1 статьи 194 НК и пункту 2 Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС от 03.01.2019 года № 2).

Даже если у вас есть подтверждение, все равно необходимо представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в налоговую инспекцию. В случае отсутствия подтверждения налог на доходы должен быть удержан и перечислен в бюджет согласно установленной процедуре. Однако при начислении (выплате) дохода иностранным организациям, предоставляющим услуги в электронной форме, а также иностранным организациям, осуществляющим электронную дистанционную продажу товаров и состоящим на учете в налоговом органе, не требуется представление подтверждения (согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 70 и части 13 пункта 1 статьи 194 Налогового кодекса).

С начала 2024 года необходимо учитывать пункт 1.7 части 1 статьи 70 Налогового кодекса с учетом изменений, внесенных Законом от 27 декабря 2023 года № 327-З.

Налог на прибыль по услугам маркетплейса

При расчете налога на прибыль стоимость услуг маркетплейса учитывается как часть затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату признания их расходами в бухгалтерском учете и в том же объеме (согласно пункту 1 статьи 169 и пункту 1 статьи 170 Налогового кодекса).

Заключение

Услуги налогового консультанта и налоговое консультирование 

Выбор системы налогообложения для работы на маркетплейсах зависит от множества факторов и особенностей сборов за услуги самих площадок, поэтому рекомендуется проконсультироваться с налоговым экспертом или юристом, чтобы выбрать оптимальный вариант с учетом конкретной ситуации и требований законодательства.

Статья была полезна?
Пожалуйста, оставьте вашу реакцию
Поделиться статьей