Постановка бухгалтерского и налогового учета ОАО

Учет уставного капитала Общества

ОАО создается двумя способами:

  • реорганизацией другого предприятия;
  • созданием нового.

Реорганизуемая организация передает все активы и обязательства компании – правопреемнику. При постановке бухгалтерского учета необходимо занести правильные остатки на основании акта приема-передачи перед началом учета хозяйственных операций по деятельности ОАО. При создании нового предприятия остатки по счетам будут нулевыми.

Для ведения учета уставного капитала используется список акционеров Общества с указанием номинальной стоимости акции и количеством акций, принадлежащий каждому владельцу. Акции подразделяются на обыкновенные и привилегированные. От их статуса зависит степень участия в управлении ОАО акционера. Простые (обыкновенные) акции дают возможность голосовать на Общем собрании по всем вопросам, предусмотренным повесткой дня.

Привилегированная акция права ограничивает и дает возможность голосовать по вопросу закрытия/реорганизации ОАО, либо вопросам, касающимся выплат по такому виду акций. Но привилегированные акции дают право на первостепенные выплаты дивидендов и долей при прекращении деятельности Общества.

Для ведения счета 81, на котором отражаются собственные акции, бухгалтеру нужна информация:

  • номинальная стоимость акции, информация по которой находится на бланке ценной бумаги;
  • наличие привилегированных и обыкновенных ценных бумаг;
  • список акционеров с указанием количества акций, имеющихся во владении;
  • общая сумма акций.

Счет 80 предназначен для учета уставного капитала, в нем открываются субсчета, исходя из статуса:

  • объявленный УК;
  • подписной УК;
  • оплаченный УК.

При создании Открытого Акционерного Общества встречаются дополнительные расходы, которые связаны с нотариальными услугами, по оплате юристу при государственной регистрации акций, работы оценщиков. Они напрямую не связаны с производством, и списать их единовременно будет неправильным. Для их учета предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Подобную методику необходимо расписать в учетной политике.

Акции подлежат обязательной регистрации. Для осуществления продажи акции в Республике Беларусь имеется Инструкция МФ Беларуси № 112 от 12.09.06 и № 146 от 11.12.09. Помимо этого, следует руководствоваться дополнительными требованиями, которые устанавливает «Белорусская фондовая биржа».

Бухгалтерия обязана принимать к учету документацию, которая соответствует требованиям, в противном случае сделка считается недействительной. Работник бухгалтерии должен следить за движением ценных бумаг и сменой собственников акций. От этой информации напрямую зависит сумма начисленных дивидендов, из-за нарушения акционер имеет право обратиться в суд.

Постановка бухгалтерского учета

Учетная политика является основным документом, которым бухгалтеры руководствуются в работе. Ее составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель.

Основными разделами учетной политики являются:

  • структура бухгалтерии;
  • применяемая система налогообложения;
  • методика оценки ТМЦ;
  • методика определения доходов и расходов для бухгалтерского и налогового учета;
  • разработка регистров учета;
  • порядок документооборота.

При разработке учетной политики во внимание принимается структура Общества, наличие обособленных подразделений, правила документооборота между головной организацией, дочерними предприятиями и обособленными подразделениями. ОАО является представителем крупного бизнеса, ведет учет по ОСН, поэтому налоговый учет объемный и вызывает определенные трудности.

От правильной постановки бухгалтерского и налогового учета, составления учетной политики и разработки методик и регистров учета зависит качество ведения бухгалтерии. Под бухгалтерский учет подпадают:

  • активы компании;
  • расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • расчеты с персоналом;
  • расчеты с акционерами общества;
  • доходы и расходы компании.

Наличие филиалов, дочерних компаний налагает дополнительные обязанности на главного бухгалтера. Помимо учета активов и обязательств головной компании необходимо разработать методику взаимодействия с обособленными подразделениями. Для них разрабатываются формы внутренней отчетности, система документооборота.

Чтобы избежать ошибок в ведении учета и отчетности, имеется возможность обратиться в аутсорсинговую компанию с целью постановка бухгалтерского и налогового учета ОАО.

Услуги нашей компании

ООО «Бухгалтерские технологии» предлагает услугу по постановке бухгалтерского и налогового учета ОАО. Перечень работ:

  • знакомство с учредительными документами Общества;
  • разработка должностных инструкций для бухгалтеров;
  • составление учетной политики;
  • работа над первичными документами. Разрабатывать первичные документы необходимо с учетом организационно – правовой формы;
  • разработка регистров бухгалтерии;
  • постановка работы с кассой и расчетным счетом предприятия;
  • разработка реестра владельцев акций, перечня обыкновенных и привилегированных акций;
  • постановка учета по ОС, НМА, ТМЦ;
  • разработка регистров работы с дебиторами и кредиторами;
  • составление перечня внутренней отчетности для руководителя компании и отчетов по финансово – хозяйственной деятельности собственников компании;
  • налаживание учета прибыли и убытков;
  • составление графика сдачи отчетности в государственные структуры, контролирующие органы.
  • разработка системы документооборота с обособленными подразделениями и форм внутренней отчетности.

Перечень услуг можно расширить до бесконечности, исходя из потребности владельцев бизнеса и требований законодательства. Правильная постановка бухгалтерского учета ОАО станет залогом стабильной работы организации и защитой от штрафных санкций.