Причины, по которым принимается решение закрыть ОАО в РБ
Решение о прекращении деятельности организации могут принять ее учредители/акционеры или государственные органы.
В зависимости от этого ликвидация бывает:
Добровольной;
Учредители и акционеры имеют право самостоятельно закрыть ОАО в РБ и контролировать ликвидационный процесс. Основания для добровольной ликвидации могут быть разные, например:
- Прекращение регулярного финансирования;
- Переход предприятия в другую организационно-правовую форму;
- Истечение срока регистрации и др.
Принудительной, инициированной судом;
С иском о старте ликвидации ОАО в экономический суд могут выйти представители: прокуратуры, органов государственной безопасности, Комитета государственного контроля, налоговых и иных учреждений РБ. Основания могут быть следующие:
- Деятельность без лицензии или иного разрешения;
- Ряд грубых нарушений по актам законодательства;
- Экономическая несостоятельность организации (банкротство) и др.
Принудительной, инициированной регистрирующим органом;
Ликвидация ОАО в Беларуси может быть инициирована государственным органом, который осуществлял регистрацию. Основанием может служить заявление налоговой инспекции из-за появления большой задолженности или бездействия организации, а именно:
- Вследствие признания образовавшейся задолженности безнадежным долгом и уведомлением о его списании;
- Неосуществление деятельности на протяжении 12 месяцев без направления в налоговую инспекцию документа с разъяснением причины.
Как закрыть ОАО в РБ?
Учредители и акционеры принимают единогласное решение в виде протокола, в котором фиксируются следующие сведения:
• Факт необходимости ликвидации;
• Полное имя и данные паспорта ликвидатора или каждого члена ликвидационной комиссии;
• Срок, в течение которого планируют закрыть ОАО в РБ и завершить все мероприятия.
Важно! После того, как принято и зафиксировано решение о необходимости ликвидации, организация не может осуществлять операции по счетам и совершать сделки, не связанные с процессом закрытия.
Не позднее, чем через 10 дней после принятия решения о ликвидации, нужно уведомить регистрирующий орган путем подачи:
• Факт необходимости ликвидации;
• Заявления;
• Документа с решением о закрытии (протокол собрания).
Важно! После того, как принято и зафиксировано решение о необходимости ликвидации, организация не может осуществлять операции по счетам и совершать сделки, не связанные с процессом закрытия.
Необходимо разместить объявление о ликвидации ОАО на сайте журнала «Юстиция Беларуси», оплатив заявку.
Сообщить сотрудникам о предстоящем увольнении. Они имеет право работать, пока ликвидация ОАО не будет завершена.
Важно! Уведомление об увольнении нужно поставить письменно и вручить сотруднику не позднее 2 месяцев до окончания процесса ликвидации.
Поставить в известность банк, где обслуживалась организация о намерении закрыть ОАО, в РБ срок для этого — не позднее месяца до окончания всех мероприятий.
Выполнить инвентаризацию и по ее итогам составить промежуточный ликвидный баланс, определить величину кредиторской задолженности.
Уведомить кредиторов в персональном порядке. Им дается 2 месяца на предъявление требований по долговым обязательствам.
Пройти налоговые проверки и получить справки ФСЗН, таможни и «Белгосстраха».
Произвести расчет с кредиторами по заявлениям в порядке поступления. После чего подготовить окончательный ликвидный баланс и утвердить на общем собрании в присутствии всех учредителей.
Важно! Если в ходе этого этапа выявилось, что организация не в состоянии рассчитаться со всеми долгами, нужно подать в экономический суд заявление о банкротстве.
Передать бумаги в территориальный архив, а именно:
• Бумаги о создании ОАО и ее ликвидации;
• Бухгалтерские и статистические отчеты;
• Протоколы собраний;
• Приказы и заявления;
• Сведения о сотрудниках и т.д.
Исключить организацию из Единого Государственного Регистра и получить свидетельство о том, что ликвидация прошла успешно.
Получить полную
информацию об услугах
также можно по телефону: