Постановка бухгалтерского и налогового учета для ИП

Для чего нужен бухгалтерский учет предпринимателю

В процессе деятельности ИП приобретаются материальные ценности, начисляется заработная плата, рассчитываются налоги, возникает необходимость группировать доходы и расходы. Бухгалтерию возможно вести в сокращенном виде, представленном блоками:

  • касса;
  • банк;
  • ТМЦ;
  • расчеты с поставщиками;
  • расчеты с заказчиками;
  • расчеты по налогам;
  • зарплата;
  • ОС и НМА;
  • доходы;
  • расходы.

Без расчета наличными деньгами трудно работать, не все торговые точки оснащены терминалами для оплаты банковскими картами. Для того чтобы определить, сколько денег потратил ИП на производственные нужды, выписывается расходный кассовый ордер, и деньги выдаются в подотчет.

Средства на расчетном счете требуют учета и анализа. Производимые оплаты поставщикам и бюджету сопоставляются с начисленными суммами для контроля задолженности предпринимателя. Заказчики расплачиваются за товары и услуги по наличному и безналичному расчету и требуют контроля.

Если у предпринимателя имеются основные средства либо нематериальные активы, начисляется амортизация. Сумму включают в расходы при определении дохода, для этого разрабатывается отдельный регистр. Если не ведется анализ по ОС и НМА, то амортизация начисляется бессистемно, без учета того, когда объект полностью самортизирован. Появляются неоправданные расходы, которые уменьшают налогооблагаемый доход, что приведет к доначислениям, пени и штрафам.

Начисление зарплаты – сложный участок бухгалтерии. Больничные листы и отпускные рассчитываются по-разному. Помимо этого, сотрудники получают пособия, материальную помощь, премии, имеющие различные принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Регистры учета разрабатывает предприниматель самостоятельно, либо делегирует полномочия бухгалтеру.

Как организовать бухгалтерский учет ИП

Предприниматель решает проблему организации и постановки бухгалтерского учета самостоятельно. Если у ИП установлена бухгалтерская программа, то проводится отладка под свои нужды. Если программное обеспечение не установлено, то можно воспользоваться Ecxel либо вести учет «на бумаге».

Регистры разрабатываются, исходя из возможности получения остатков по ТМЦ, контроля за учетом доходов и расходов предпринимателя. По товарам и материалам проводится инвентаризация, сверяются остатки фактические и рассчитанные по счетам бухгалтерии. Юридические лица ведут главную книгу, в которой фиксируются остатки по бухгалтерским счетам. У ИП такая обязанность отсутствует. Однако за ориентир можно взять данный регистр.

В бухгалтерском учете важным участком является информация по расчету с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, бюджетом. С контрагентами составляются акты сверки, основанные на данных бухгалтерского учета. Достоверность зависит от правильной постановки бухгалтерского учета ИП.

Для расчета справедливой оплаты труда показатели рассчитываются по каждому работнику, система оплаты которых зависит от предусмотренных показателей. Для торговли рассчитывается объем продаж, для производства – количество выпущенной продукции, для офисных работников показателем служит фактически отработанное время.

По работникам ведутся карточки:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Сотрудники вправе запрашивать справки по удержанному и перечисленному налогу на доходы физических лиц для оформления кредита в банке и прочих нужд. При постановке бухгалтерского и налогового учета ИП предусматривается наличие сводных таблиц по начислению взносов в ФЗСН и удержанию подоходного налога.

ООО «Бухгалтерские технологии» разработал регистры учета, предназначенные предпринимателям. Документы разработаны в бухгалтерской программе и с применением таблиц Ecxel. Документы подбираются с учетом вида деятельности предприятия и совмещения нескольких. Для раздельного учета предусмотрены книги, где ведется расчет по каждому обособленному подразделению и итоговая книга, обобщающая информацию. Бухгалтерские документы подшиваются и хранятся в течение 5 лет, что является требованием законодательства.

Как организовать налоговый учет ИП

Бухгалтерский учет для предпринимателя не обязателен, а налоговый вести необходимо. Налоговая инспекция при проведении проверки обязывает предоставить регистры, где ведется учет доходов и расходов. Независимо от системы налогообложения доходы и расходы учитываются. Если расходная часть интересует налоговые органы при налогообложении, где они уменьшают налогооблагаемую базу, то сумма дохода важна при определении предельной величины, позволяющий применять специальный режим.

Обязанность вести книгу доходов и расходов возложена на всех предпринимателей. Для плательщиков НДС ведутся:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал регистрации полученных счетов – фактур;
  • журнал выданных счетов – фактур.

Отчетность по НДС представляет сложность для бухгалтеров, требования по заполнению регистров едины как для предприятий, так и для предпринимателей. Структура и количество налоговых регистров зависит от наличия раздельного учета по осуществляемой деятельности и наличия обособленных подразделений. Отчетность сдается по срокам, установленным для каждого налога в отдельности. Для отслеживания сроков составляется план сдачи отчетности с указанием дат и налогов.

Услуги по постановке бухгалтерского и налогового учета

ООО «Бухгалтерские технологии» предлагает предпринимателям воспользоваться нашей услугой по постановке бухгалтерского и налогового учета и отчетности ИП. Наши эксперты разработали формы регистров, позволяющие учесть специфику работы и уплачиваемых налогов.

Стоимость рассчитывается, исходя из особенностей работы, сложности в учете доходов и расходов, наличия ОС и НМА, методики расчета зарплаты сотрудникам и прочим показателям. Правильная постановка бухгалтерского и налогового учета индивидуального предпринимателя позволит бухгалтеру избежать ошибок и убережет от претензий со стороны налоговой инспекции.